Распоряжением Правительства РФ от 18.11.2019 № 2732-р утверждена Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака и иной никотинсодержащей продукции в Российской Федерации на период до 2035 года и дальнейшую перспективу.

Правовую основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, Федеральные законы «О стратегическом планировании в Российской Федерации», «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008  № 1662-р, а также иные правовые акты и документы, в том числе документы Всемирной организации здравоохранения.

Концепция является основой для организации деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, государственных и частных организаций в сфере борьбы с потреблением табака и иной никотинсодержащей продукции.

Целью Концепции является снижение распространенности потребления табака и иной никотинсодержащей продукции, а также последующее рассмотрение возможности поэтапного вывода табачной и иной никотинсодержащей продукции из гражданского оборота на территории Российской Федерации для достижения максимального сокращения показателей заболеваемости и смертности от болезней, связанных с потреблением табака.

Распространение жевательного и нюхательного табака создает и поддерживает никотиновую зависимость. По данным мониторинга, в настоящее время процент лиц, потребляющих некурительный табак, составляет 0,9 процента среди постоянных курильщиков, потребляющих табак ежедневно.

Более того, распространение получают новые виды курительных табачных изделий, потребляемых с помощью специально разработанной курительной принадлежности – устройства для нагревания табака, а также иной никотинсодержащей продукции.

Под никотинсодержащей продукцией в целях Концепции понимаются продукция, содержащая никотин и предназначенная для потребления никотина любым способом (за исключением лекарственных средств, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации), а также устройства для потребления такой продукции.

Такая продукция приобрела популярность, особенно среди молодежи, в том числе ранее не потреблявшей табачные изделия и иную никотинсодержащую продукцию. Так, по данным мониторинга, в настоящее время происходит рост потребления такого вида никотинсодержащей продукции, в том числе среди детей и подростков. Распространенность потребления такого вида никотинсодержащей продукции среди лиц 18 – 24 лет составляет 19,1 процента, что более чем в 10 раз выше, чем во всех остальных возрастных группах.

Развитие производства и распространение табачных изделий и иной никотинсодержащей продукции противоречит национальным целям в области здорового образа жизни, определенным Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018  № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

В соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона от 23.02.2013
№ 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»  запрещается розничная торговля табачной продукцией в торговых объектах, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи.

Частью 8 статьи 19 указанного Закона установлен запрет на оптовую и розничную торговлю насваем и табаком сосательным (снюсом).

За несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями установлена административная ответственность, предусмотренная частью 1 статьи 14.53 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которую несут граждане, должностные и юридические лица. Санкция данной статьи предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

 

Старший помощник прокурора Петушинского района Глухова Г.В.