Положением о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 года № 1081 (Положение), установлен порядок осуществления федерального государственного земельного контроля (надзора).

В соответствии с пунктом 2 Положения предметом государственного земельного надзора являются:

– соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, органами государственной власти и органами местного самоуправления (контролируемые лица) обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

– соблюдение обязательных требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти и органами местного самоуправления деятельности по распоряжению объектами земельных отношений, находящимися в государственной или муниципальной собственности.

К отношениям, связанным с осуществлением государственного земельного надзора, применяются положения Федерального закона от 31.07.2021 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (Закон № 248-ФЗ).

В соответствии со статьей 57 Закона № 248-ФЗ основанием для проведения контрольно (надзорных) мероприятий наличие может быть:

– наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;

– наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

– поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;

– требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

– истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований в случаях, установленных частью 1 статьи 95 ФЗ № 248;

– наступление события, указанного в программе проверок, если федеральным законом о виде контроля установлено, что контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании программы проверок.

Управление Росреестра по Владимирской области и его территориальные органы осуществляют земельный надзор за соблюдением требований земельного законодательства, в том числе за использованием земельных участков не по целевому назначению.

«Под использованием земель по целевому назначению подразумевается осуществление землепользования в соответствии с правовым режимом, определенным Земельным кодексом Российской Федерации (ЗК РФ).  Деление земель по целевому назначению на категории предусмотрено статьей 7 ЗК РФ, при этом выделяются следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий  и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса», – отмечает заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Владимирского филиала РАНХиГС, кандидат юридических наук Андрей Баринов.

Статьей 42 ЗК РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Земельным кодексом РФ предусмотрено, что использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением является основанием для принудительного прекращения права на данный земельный участок.

«За совершения данного правонарушения наступает административная и имущественная ответственность в соответствии с Федеральным законом от 08.03.2015 № 46-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях» (статья 8.8. КоАП РФ «Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению»), – отмечает заместитель главного государственного инспектора по использованию и охране земель Петушинского района

Стальнова Елена Николаевна.

 

 

Материал подготовлен Управлением Росреестра

по Владимирской области

 

 

Контакты для СМИ

Управление Росреестра по Владимирской области

г. Владимир, ул. Офицерская, д. 33-а

Отдел организации, мониторинга и контроля

(4922) 45-08-29

(4922) 45-08-26