ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МЧС РОССИИ
ПО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
(далее – Главное управление)
в рамках осуществления информирования в соответствии с положениями статьи 46 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» сообщает следующее.
За последние 5 лет в многоквартирных жилых домах Владимирской области зарегистрировано 1502 пожара, при которых погибло 212 человек, травмы получили 149 человек, причинен материальный ущерб на сумму более 31,7 млн. рублей.
В ходе проведения контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий, а также рассмотрения обращений граждан выявляется значительное количество нарушений требований пожарной безопасности в жилых многоквартирных домах, особенно в зданиях повышенной этажности.
Основными из них являются:
– ненадлежащее устройство, содержание (перекрытие) проездов и подъездов к зданиям;
– неисправность систем противопожарной защиты, отсутствие проверок работоспособности и технического обслуживания систем противопожарной защиты;
– демонтаж элементов систем противопожарной защиты зданий, расположенных в помещениях квартир;
– системы противопожарной защиты не обеспечивают передачу сигналов, в том числе извещений о пожаре и неисправности, в помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство или на специальные выносные устройства;
– осуществляются изменения планировки поэтажных коридоров и площадок, в том числе установка дополнительных перегородок, ограничивающие зону действия имеющихся дымоприемных устройств систем противодымной защиты, пожарных извещателей, систем оповещения о пожаре;
– хранение на путях эвакуации в общих коридорах, холлах, а также в объеме лестничных клеток предметов мебели, спортивного инвентаря, детских колясок и иного оборудования.
Кроме этого, в ходе тушения пожаров и проведения аварийноспасательных работ выявляются случаи парковки транспортных средств жильцов многоквартирных домов на площадках, предназначенных для установки пожарной техники, включая разворотные, для забора воды, подачи средств тушения, доступа пожарных на объект защиты. Данный факт не позволяет обеспечить беспрепятственный проезд пожарно-спасательной техники, а также установку пожарных автолестниц и подъемников в соответствии с утвержденными требованиями. При этом, какие-либо знаки и дорожная разметка, запрещающие стоянку транспорта на площадках для
пожарной техники, отсутствуют.
В настоящее время требования по устройству пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники определены статьями 80, 90 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-03 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент), а также положениями раздела 8 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и
конструктивным решениям».
Начиная с 2008 года в соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» в проектной документации на здания и сооружения необходимо указывать проезды и подъезды для пожарной техники, а также места размещения пожарных гидрантов и
насосных станций.
На основании требований пункта 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479:
- запрещается использовать для стоянки автомобилей площадки для пожарной техники, включая разворотные, предназначенные для ее установки, в том числе для забора воды, подачи средств тушения, доступа пожарных на объект защиты;
- не допускается перекрывать проезды для пожарной техники изделиями и предметами, посадкой крупногабаритных деревьев, исключающими или ограничивающими проезд пожарной техники, доступ пожарных в этажи зданий, сооружений либо снижающими размеры проездов, подъездов;
- система противопожарной защиты объекта в случае пожара должна
обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. Допускается ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и (или) аудиосвязи с местом их установки.
Застройка территорий населенных пунктов многоквартирными жилыми домами повышенной этажности (17 и более этажей) предусматривает использование для тушения пожара и проведения аварийноспасательных работ высотной техники, что в свою очередь требует устройства более широких проездов и подъездов к зданиям (не менее 6 м). Стоит обратить внимание, что на территории Владимирской области имеются пожарные автолестницы и автоподъемники, предназначенные для проведения работ на высоте не более 50 м.
Действующий в настоящее время свод правил СП 486.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности» устанавливает необходимость устройства автоматической пожарной сигнализации в жилых многоквартирных зданиях независимо от их площади. Требования к оснащению зданий, которые введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые направлена на экспертизу до дня вступления в силу Технического регламента, автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре установлены постановлением Правительства РФ от 01.09.2021 № 1464 «Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре».
Действующее в настоящее время законодательство ограничивает проведение плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении многоквартирных жилых домов с учетом присвоенной категории риска. При этом, Федеральным законом от 01.04.2025 № 56-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно вступающих в силу изменений должностными лицами органа федерального государственного пожарного надзора дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьями 19.20, 20.4 указанного Кодекса, могут быть возбуждены без проведения (контрольных) надзорных мероприятий в случаях, если в материалах, сообщениях, заявлениях, в том числе о связанных с пожарами преступлениях и происшествиях, имеющихся или поступивших в орган федерального государственного пожарного надзора, содержатся достаточные сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения.